Кто празднику рад, тот до свету (до света) пьян
КТО ПРАЗДНИКУ РАД, ТОТ ДО СВЕТУ (до света) ПЬЯН. Устар. Когда Таисья с Нюрочкой уже подходили к., дому, им попался Никитич, который вел свою Оленку за руку. Никитич был родной брат Таисье.— Сестрица, родимая моя..— бормотал Никитич, снимая свой цилиндр. — Кто празднику рад — до свету пьян,— ядовито заметила Таисья..— Ах ты, святая душа на костылях!.. Да ежели, напримерно, я загулял? Мамин-Сибиряк, Три конца.
— Нет, нет! Я не буду пить..— Почему, председателюшка? — Нет настроеньюшка,— в тон ему ответил Федор.— Так мы его сейчас поднимем, держи рюмку... Кто праздничку рад, тот накануне пьян! — Я же сказал: не буду. Н. Коре у нов, Подснежники.
Из XVIII в.: Продолжение удалого их разговора долго слушать не имел бы я терпения, потому что слова их мимо меня летели; а вместе с ними и запах винной, показывающий, что они держатся сея пословицы: «Кто празднику рад, тот и до свету пьян; а кто его чтит, тот весь день не просыпается. Лукин, Письмо господину Ельчанинову. [Кривосудов:] Нет, что-то повар наш сегодня плоховато... [Фекла:] Немного запился. [Бульбуль-кин:] Да празднику кто рад, Тот до света пьян. А что? не правда ль, брат! [Хватайко:] Пословица не лжет. Капнист, Ябеда.
— Снегирев: Кто празднику рад, тот и до свету пьян; Даль: Кто празднику рад, тот до свету пьян; Михельсон: Кто празднику рад, тот до света пьян.